Проект статей об ответственности государств 2001

Кодификация института международно-правовой ответственности межправительственных организаций в рамках комиссии международного права ООН Кодификация института международно-правовой ответственности межправительственных организаций в рамках комиссии проект статей об ответственности государств 2001 права ООН Кодификация института международно-правовой ответственности межправительственных организаций в рамках комиссии международного права ООН Проект статей об ответственности государств 2001 Кодификация института международно-правовой проект статей об ответственности государств 2001 межправительственных организаций в рамках комиссии международного права ООН Одной из основных тенденций развития международного права на сегодняшний день является процесс трансформации права международной ответственности, традиционно определяемого в качестве одного из институтов международного права, в отдельную отрасль данной правовой системы. Свидетельством такой тенденции отчасти является тот факт, что последние несколько лет тема международно-правовой ответственности является одной из основных тем, разрабатываемых Комиссией международного права ООН КМП ООН. Закончив работу над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния ПСОГ в 2001 году, КМП ООН приступила к исследованию темы ответственности международных межправительственных организаций. До конца XX века теме ответственности международных организаций уделялось немного внимания в рамках кодификационных процессов, хотя постоянно говорилось о необходимости исследования данного вопроса. В ходе кодификационной работы КМП ООН тема ответственности международных организаций впервые была затронута в контексте темы ответственности государств. В 1956 году Специальный докладчик по ответственности государств В 1963 году в первом докладе Специального докладчика по вопросу об отношениях между государствами и межправительственными организациями Это было сделано, главным образом, из практических соображений, однако отчасти причиной являлись сомнения в способности таких организаций совершать международно-противоправные деяния, а также недавнее становление международных организаций как субъектов международного права. В последние десятилетия роль и функции международных организаций на международной арене значительно изменились. В начале XXI века они составляют существенную и неотъемлемую часть проект статей об ответственности государств 2001 направления деятельности международного сообщества. Поэтому неизбежно встает вопрос о глубоком исследовании и кодификации правовых норм, регулирующих ответственность данных субъектов международного права. Важный шаг в кодификации ответственности международных организаций был сделан после завершения работы КМП ООН над ПСОГ. Данная работа была завершена принятием 12 декабря 2001 г. Некоторые вопросы, касающиеся ответственности международных организаций, уже обсуждались или, по крайней мере, упоминались проект статей об ответственности государств 2001 контексте работы Комиссии над ПСОГ. Однако очевидным является тот факт, что существует явная необходимость разработки отдельного документа по данной теме. Такая необходимость подтверждается самими международными организациями. Так, например, Международный орган по морскому дну в своих комментариях к разрабатываемому Проекту статей об ответственности международных организаций ПСОМО отмечает, что Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому проект статей об ответственности государств 2001 1982 г. Проблемы, связанные с разработкой Проекта статей об ответственности проект статей об ответственности государств 2001 организаций. В 2002 году на 54-й сессии КМП ООН была учреждена Рабочая группа по теме ответственности международных организаций, председателем которой и Специальным докладчиком по данной теме был назначен итальянский юрист-международник Дж. На основании предложений Специального докладчика по состоянию на май 2008 года Редакционным комитетом КМП ООН приняты проекты 53 статей будущего документа. Тот факт, что на сегодняшний день в рамках КМП идет конкретная работа над кодификацией норм об ответственности международных организаций, является большим достижением в развитии системы международного права. Разрабатываемый Проект проект статей об ответственности государств 2001 ряд положительных моментов с точки зрения кодификации и прогрессивного развития международного права. Так, в рамках работы КМП ООН над ПСОМО сделана попытка восполнить пробел, не охваченный в ПСОГ, касающийся ответственности государств-членов за деяния организации. Данные положения являются первой кодификационной попыткой выработать некое общее положение, регулирующее эту ситуацию. Кроме этого, разработано определение международной организации, уточняющее и дополняющее определение, традиционно используемое в международно-правовых документах. Вместе с тем детально исследовав работу КМП ООН над кодификацией норм об ответственности международных организаций, можно выявить две основные проблемы, возникшие в ходе работы над ПСОМО. Данная статья посвящена исследованию данных проблем, а также освещению возможных путей их решения. Первая проблема связана с копированием содержания ПСОГ новым документом. Вторая - касается окончательной формы ПСОМО. В контексте первой проблемы необходимо обратить внимание на то, что при разработке нового Проекта Комиссия решила взять за основу разработанный ею Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. Гая отмечал, что у Комиссии нет оснований для того, чтобы использовать различный подход к вопросам, касающимся международных организаций и государств, если только на это нет необходимых причин. Хотя при обсуждении этого вопроса в Шестом комитете ГА ООН большинство делегаций делегации Дании, Новой Зеландии, Италии, Бразилии, Румынии, Франции, Испании и др. КМП ООН определила конкретные причины возможности использования ПСОГ в качестве отправной точки при разработке темы об ответственности организаций. Здесь необходимо подчеркнуть, что важным в данной ситуации представляется применение основополагающих принципов права международной ответственности ко всем субъектам международного права. В первую очередь это необходимо для эффективного функционирования права международной ответственности как отрасли международного права. Например, вряд ли можно утверждать, что принцип, в соответствии с которым каждое международно-противоправное деяние влечет за собой международно-правовую ответственность, не может одинаково применяться и к государствам, и к международным организациям из-за существенных различий между ними. Однако первоначальное намерение КМП ООН соблюдать лишь общие принципы построения документа и применять основополагающие принципы права международной ответственности ко всем субъектам международного проект статей об ответственности государств 2001 все больше и больше становится похожим на обычное перенесение норм об ответственности государств на международные организации. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, в данном случае, на наш взгляд, возникает ситуация, характерная для кодификации норм любой сферы, в которой сначала был разработан документ, касающийся государств, а затем началась работа над аналогичным документом, касающимся международных организаций. Например, такая ситуация имела место в сфере права международных договоров при разработке Венской конвенции 1969 г. Во-вторых, немаловажную роль проект статей об ответственности государств 2001 тот факт, что специфика международного права как системы отражается на процессе нормотворчества в рамках данной системы. Процесс кодификации в международном праве сопряжен с определенными трудностями. В первую очередь это связано с тем, что сами субъекты международного права являются создателями норм данной правовой системы проект статей об ответственности государств 2001 без их активной работы по выработке соответствующих норм кодификация какой-либо отрасли международного права намного замедляется. В связи с этим государствам и организациям необходимо проявлять в этом смысле большую активность, особенно когда речь идет о кодификации одной из важнейших отраслей международного права. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в ответ на запросы Секретариата ООН, разосланные по просьбе КМП государствам и международным организациям, письменные комментарии были получены лишь от шести государств Мексика, Польша, Австрия, Италия, Германия, Конго и четырнадцати международных организаций. При этом основная проблема заключается в том, что большая часть данных комментариев представляет собой общие утверждения о важности разрабатываемой темы. Наиболее конструктивные и содержательные комментарии были представлены лишь тремя организациями - Европейским союзом, Интерполом и МВФ. Представители французской доктрины международного права Возможно, это отчасти связано с тем, что при подготовке как письменных комментариев государств, так и позиции для представления в Шестом комитете ГА ООН внешнеполитическим ведомствам государств необходимо активнее привлекать юристов-международников, занимающихся научными разработками в соответствующей области международного проект статей об ответственности государств 2001, о кодификации которой идет речь. Вторая проблема, возникающая в ходе кодификации норм об ответственности организаций, касается окончательной формы нового Проекта. Данная проблема четко прослеживается еще с момента завершения работы Комиссии над ПСОГ. Однако этот вопрос так и не был решен. В случае с ПСОМО складывается похожая ситуация. Причем на данном этапе работы над проектом КМП ООН вообще не поднимала вопроса, касающегося окончательной формы нового документа. В рамках обсуждений в Шестом комитете ГА ООН эта проблема была отчасти затронута. Большинство делегаций высказались за то, чтобы ГА ООН приняла к сведению данный Проект, но не принимала его в качестве обязательного. Понятно, что трудности с принятием юридически обязательного документа в области права международной ответственности связаны прежде всего со спецификой данной отрасли. Как справедливо отмечал Скоординировать позиции и волю суверенных государств, каждое из которых в первую очередь преследует свои стратегические интересы, представляется затруднительным при кодификации любой отрасли международного права. Однако, когда речь идет о международно-правовой ответственности, этот процесс еще более сложен. Пелле рассматривают три варианта окончания процесса кодификации в рамках КМП ООН. После направления проектов статей, подготовленных Комиссией, в ГА ООН последняя, во-первых, может обратить внимание государств на содержание текста путем принятия резолюции. В этом случае разработанные нормы принимают форму простой «модели правил», правовое значение которой зависит от поведения государств. Во-вторых, ГА ООН может принять данный документ в виде конвенции, к которой государствам предлагается присоединиться. Завершение КМП ООН работы над ПСОГ как раз проект статей об ответственности государств 2001 первый из приведенных случаев. Такое окончание процесса кодификации представляется наименее удачным проект статей об ответственности государств 2001 реализации разработанного документа на практике. Вместе с тем даже в случае принятия ГА ООН ПСОГ или ПСОМО в виде конвенции, предложенной к подписанию, необходимо учитывать риск возникновения «мертвой», «неработающей» конвенции, которую ратифицируют лишь несколько государств, в силу чего она не станет документом, обладающим обязательной юридической силой. Если говорить о принятии статей в форме декларации, появится документ, также имеющий лишь рекомендательный характер. Единственной юридически обязательной формой разработанных документов может быть конвенция. Однако можно согласиться с тем, что принятие конвенции об ответственности государств, а затем и об ответственности межправительственных организаций является вариантом окончания работы КМП над данными статьями, наиболее отдаленным от реального претворения в жизнь. Если государства оказались в проект статей об ответственности государств 2001 просто одобрить разработанный текст ПСОГ лишь в начале XXI века, то их готовность признать данные нормы юридически обязательными для себя представляется маловероятной. Вместе с тем наиболее реальным из всех возможных вариантов, способным сдвинуть с мертвой точки «зависание» результатов многолетнего труда КМП ООН в форме лишь «модели правил», представляется принятие ПСОГ, а затем и ПСОМО в форме декларации. Как справедливо отмечал Подтверждением этому является тот факт, что, например, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А III от 10 декабря 1948 г. На основании проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы. Основной причиной не всегда оправданного сходства положений двух проектов является тот факт, что в процессе кодификации норм об ответственности организаций складывается своего рода замкнутый круг: некоторые государства заявляют о нежелательности фактического переноса положений, применяющихся к государствам, на международные организации, однако в силу недостатка информации эти же государства чаще всего одобряют именно такой перенос. Вследствие этого тема ответственности организаций не получает прогрессивного развития, а имеет место лишь кодификация продублированных положений ПСОГ, что подвергается активной критике со стороны многих государств. Такая ситуация проект статей об ответственности государств 2001 несколькими обстоятельствами: недостаточная разработанность темы международно-правовой ответственности организаций в доктрине; незначительное количество прецедентной практики; недостаточная активность в представлении письменных комментариев государств и международных организаций. Что касается окончательной формы ПСОМО, следует признать, что наряду с необходимостью детальной разработки норм о международно-правовой ответственности организаций необходимо обеспечить эффективный механизм реализации данных норм на практике. Принимая во внимание процесс принятия текста ПСОГ, можно сделать вывод о неготовности международного сообщества принять на себя обязательства, связанные с механизмом правореализации. Вместе с тем принятие проектов статей, касающихся международно-правовой ответственности, лишь в форме приложения к резолюции ГА ООН было бы нежелательно. Реально осуществимым на практике способом, позволяющим хотя бы в какой-то мере способствовать продвижению ПСОМО в сторону юридически обязательного документа, является принятие Проекта в форме проект статей об ответственности государств 2001. В связи с этим целесообразным считаем вынести вопрос об окончательной форме ПСОМО в частности, относительно возможности принятия декларации на обсуждение в Шестом комитете ГА ООН. Разработка ПСОМО является еще одним важным шагом на пути развития и совершенствования нормативной базы данной отрасли. При этом следует отметить, что кодификация права международной ответственности является не только теоретически значимой, но и практически необходимой для всего мирового сообщества. В связи проект статей об ответственности государств 2001 этим необходимо уделить особое внимание решению поставленных проблем, так как от уровня разработанности и кодификации этой сферы зависит обеспечение эффективного функционирования международного права на современном этапе. First report on state responsibility, by Mr. First report on relations between States and inter-governmental organizations, by Mr. Комментарии и замечания международных организаций: док. Доклад Комиссии международного права о работе ее пятьдесят второй сессии: док. Доклад Комиссии международного права о работе ее пятьдесят восьмой сессии: док. Доклад Комиссии международного права о работе ее пятьдесят пятой сессии: док. Первый доклад об ответственности международных организаций, подготовленный Специальным докладчиком г-ном Джорждио Гая: док. Комментарии и замечания, полученные от правительств: док. Комментарии и замечания, полученные от правительств: док. Краткий отчет о 16-м заседании Шестого комитета: док. Подготовленное Секретариатом тематическое резюме обсуждения в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи на ее пятьдесят восьмой сессии: док. Report of the International Law Commission on the work of its twenty-ninth session: UN Проект статей об ответственности государств 2001. Краткий отчет о 20-м заседании Шестого комитета: док. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Теги: Кодификация института международно-правовой ответственности межправительственных организаций в рамках комиссии международного права ООН Реферат Мировая экономика, МЭО Просмотров: 10694 Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нужна авторская работа? Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат» с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.